15 февраля 2010 года в 10-1 классе состоялась защита рефератов по произведениям Салтыкова - Щедрина. Выбраны были " Сказки для детей изрядного возраста ", так как они освещают практически все стороны тогдашней жизни и так как необходима была небольшая разрядка после чтения тяжёлого, грустного романа " Господа Головлёвы ". Опережающее задание было дано парам учащихся. урок организовала и провела педагог литературы Г. Дементьева.
Урок проходил по следующему плану :
краткий обзор творчества писателя - фронтальный опрос;
тематика и идея романа " Господа Головлёвы " - индивидуальные выступления;
обусловленность и причины обращения сатирика к жанру сказок /с аргументацией/ ;
защита рефератов по отдельным " Сказкам..."
Работали все - судите сами:
А затем выступили пары учащихся со своими рефератами. В работах они показали идейно-художественное своеобразие "Сказок для детей изрядного возраста". Было раскрыто также идейно-тематическое разнообразие содержания произведений великого сатирика :
сатира на самодержавных правителей /"Сказка о ретивом начальнике"/
царское самодержавие и положение угнетённого народа /"Медведь на воеводстве"/
отношения мужика и барина /"Дикий помещик" , "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"/
трагическое положение угнетённого и ограбленного народа, его каторжный труд /"Коняга"/
осмеяние подлых и трусливых буржуазных интеллигентов, болтающих о свободе и демократии , а на деле служащих господствующим классам /"Либерал". "Кисель"/
осмеяние обывательщины /"Карась - идеалист" , "Премудрый пескарь"/.
Учащиеся выделили и основные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина:
сочетание наивной фантастики народных сказок с правдивым изображением современной писателю жизни;
иносказательный, "эзоповский" язык;
крайнее преувеличение черт, присущих героям;
сочетание обличения с указанием на идеал.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
No comments:
Post a Comment